90- летие семейства продуктов Škoda со стальным каркасом
Описание 12-04-2023
9.3 Рейтинг
353
  • В апреле 1933 года состоялся дебют Škoda 420, доступной модели с прогрессивной концепцией
  • Очень легкая и жесткая рама шасси с независимой подвеской колес еще больше повысила комфорт езды и долговечность автомобилей Škoda
  • Постоянно обновляемая концепция зарекомендовала себя в широком спектре легковых, легких коммерческих и внедорожных моделей Škoda
  • Успешная карьера закончилась на Škoda 1202 (1961-1973), но производные от турецкого Š 1202 пикапы Kamyonet строились до 1980 года

90 лет назад, в апреле 1933 года, Škoda придумала идеальный ответ на мировой экономический кризис - прогрессивный народный автомобиль 420. В нем впервые была использована концепция с хребтовой рамой шасси и независимой подвеской колес, которая опередила свое время и оставалась конкурентоспособной почти полвека благодаря постоянным инновациям. Легкий и жесткий "стальной хребет" модульной конструкции хорошо зарекомендовал себя в двух- и восьмицилиндровых автомобилях Škoda с приводом 4×2, 4×4 и 6×4. Среди них были легендарные модели Popular, Rapid, Superb, Octavia и Felicia. До 1980 года проверенные чешские шасси использовались для производства турецких пикапов Škoda 1202 Kamyonet.

Козырь против кризиса
Путь Škoda к положению крупнейшего чешского производителя и экспортера автомобилей, которым она является с 1936 года по настоящее время, начался еще в апреле 1929 года. Успешная марка с традициями с 1895 года начала эффективное ленточное производство на современном заводе в Млада-Болеславе. Сначала с конвейера сходили модели классической концепции с ребристой рамой шасси и жесткими осями; с весны 1930 года основу модельного ряда составила четырехметровая Skoda 422, чье шасси в сборе весило около 730 кг.

Год спустя, после восьмилетнего пребывания за границей, опытный конструктор -инженер Йозеф Зубатый вернулся в Чехословакию. С лета 1932 года он работал в пражском офисе Škoda над совершенно новой концепцией автомобилей с продольной хребтовой рамой шасси. Первоначально она представляла собой балку прямоугольного сечения. В передней части рама была вильчатой для гибкого размещения двигателя. Полуоси с задним приводом были очень устойчивы к нагрузкам гравитационных сил, что устраняло слабость некоторых современных конкурентов. Спереди использовалась жесткая ось. Первый прототип поступил в эксплуатацию в сентябре 1932 года, а производство Škoda 420s дошло до покупателей в апреле 1933 года. Именно тогда мировой экономический кризис достиг своего дна в Чехословакии.

Основа расширенной семьи
Гениальная концепция хребтовой рамы принесла покупателям несколько значительных преимуществ. 420 весил примерно на 200 кг меньше, чем его обычный предшественник, Škoda 422, включая кузов - всего около 730 кг. Более прочное шасси действительно снизило нагрузки на кузов. Задние колеса с независимой подвеской лучше повторяли дорожное покрытие, чем жесткая ось, что заметно повышало комфорт вождения. В апреле 1934 года начались продажи преемника, легендарного Škoda Popular. Прямоугольная балка окончательно уступила место трубчатому позвоночнику, защищающему приводной вал. Все четыре колеса уже имели независимую подвеску. Стальной хребет" по своей природе был очень вариативным, поэтому только в 1930-х годах он использовался в различных конструкциях автомобилей с колесной базой от 2,30 м у первого Popular до 3,40 м у восьмицилиндрового Superb 4000, не говоря уже о специальном военном Škoda 903 с приводом 6×4 и колесной базой 2470+920 мм.

Прогрессивная концепция шасси оправдала себя даже в самых сложных условиях эксплуатации, включая путешествие автомобиля Škoda Rapid вокруг света (1936) и гоночные спецучастки. С 1952 года на этих шасси устанавливался новый цельнометаллический кузов Škoda 1200 Sedan, а семь лет спустя начали свою карьеру легендарные модели Škoda Octavia и Felicia. Последним чешским представителем этой успешной расширенной семьи была Škoda 1202 (1961-1973). Но модифицированные шасси Octavia Super и 1202 также стали основой для нескольких локализованных продуктов, будь то новозеландский Trekka (1966-1972), пакистанский Skopak (1970-1971) или турецкий пикап Škoda 1202 Kamyonet (1971-1980). С 1964 года в крупносерийном производстве Škoda преобладали самонесущие кузова без хребтового шасси.