Škoda 1203: 55 лет со дня дебюта культовой серии
Описание 28-11-2023
9.3 Рейтинг
672

Škoda 1203, уникальный экземпляр автомобилестроения своего века, представлял собой свежий и крепкий, невесомый  коммерческий автомобиль с форм-фактором типа "кабина над головой". Спустя двенадцать лет интенсивной разработки 14. 09. 1968 г. была презентована модель, готовая к производству. Серийный выпуск начался 20 ноября 1968 на производстве в Врхлаби. В течение последующих трех десятилетий машинка выпускалась в многочисленных версиях и вариантах исполнения, удовлетворяя самые разнообразные потребности клиентов.

Пятьдесят пять лет назад, 20 ноября 1968 года, Škoda запустила массовое производство экземпляра 1203 - кульминации 12-летнего процесса разработки, который установил новые стандарты в сегменте легких коммерческих автомобилей. В итоге, чешский автопроизводитель расширил свое предложение, включив в него столь необходимый легкий коммунальный автомобиль с кабиной над головой, восполнив пробел на чехословацком рынке. "Škoda 1203 - это классический утилитарный автомобиль, который видел множество модификаций и вариантов. Благодаря своей универсальности и долговечности он стал неотъемлемой частью жизни почти каждого жителя Чехословакии", - объясняет Андреа Фридлова, глава музея Škoda.

Преодолевая трудности: Рождение и эволюция Škoda 1203 на заводе во Врхлаби

Разработка и производство Škoda 1203 неразрывно связаны с заводом Škoda во Врхлаби. Государственная комиссия по планированию поручила местной команде разработчиков создать совершенно новый "современный большой коммерческий автомобиль". Поскольку эра переоборудования легковых автомобилей в утилитарные и использования концепции шасси с задней опорой подходила к концу, в 1956 году команда приступила к разработке специализированного утилитарного автомобиля с однообъемным самонесущим кузовом. Первые три прототипа, получившие обозначение 979 и различные варианты кузова, были представлены в начале 1957 года. Разработка Škoda 1203 длилась двенадцать лет, затянувшись из-за неэффективности централизованной экономики. Сложности также возникли из-за совпадения с производством уходящей серии Škoda 1202, что еще больше осложнялось нехваткой материалов и разными технологиями производства. В результате начало серийного производства было отложено до четвертого квартала 1968 года.

Инновационный дизайн: сочетание пространства, комфорта и производительности

Отказ от несущего шасси позволил Škoda 1203 предложить исключительное внутреннее пространство и обширное остекление. Он имел скромную снаряженную массу всего 1 170 кг и получил независимую подвеску колес, повышающую комфорт при движении по неровным дорогам. Под капотом 1203 оснащался четырехцилиндровым двигателем OHV объемом 1 221 см3 мощностью 35 кВт (47 л.с.), который был позаимствован у Škoda 1202. Несмотря на скромную мощность, этот двигатель должен был приводить в движение автомобиль, способный перевозить 750 кг груза и обеспечивать до 5,3 м3 грузового пространства. Первые модели "двенадцать-о-три", выпущенные в конце 1968 года, представляли собой панельные фургоны размером 4 520 x 1 800 x 1 900 мм. Они отличались удобными боковыми и задними распашными дверями, открывающими доступ к багажному отделению. Эта версия могла разгоняться до 90 км/ч, а при стабильной скорости 60 км/ч расход топлива составлял 11 л/100 км.

Многочисленные варианты и постоянные модернизации

К первоначальной версии фургона Škoda 1203 вскоре добавились восьмиместный микроавтобус, доступный в версиях Standard и De Luxe, полугрузовик Com, бортовой автомобиль, машина неотложки и катафалк. Выпускались и специализированные модификации, в том числе несколько десятков машин для ветеринаров, версии для пожарных и даже несколько прототипов рефрижераторных и кемпинговых вариантов. В 1981 году, согласно постановлению правительства, создание красавчиков было полностью перенесено на Трнавский автомобильный завод (ТАЗ). С апреля 1973 г. и до этого момента производство осуществлялось параллельно на заводе в Врхлаби. Škoda 1203 не только пережила различные переделки, но и подвергалась постоянной модернизации. Значительное обновление произошло в 1988 году, в честь двадцатилетия модели. Оно включало в себя установку более мощного двигателя объемом 1433 см3 и мощностью 42 кВт (57 л.с.), новой пятиступенчатой механической коробки передач, двухконтурных тормозов и незначительные изменения в кузове. В 1996 году серия даже получила четырехцилиндровый 1,9-литровый дизельный двигатель от Volkswagen. В период с 1968 по 1981 г. на заводе Врхлаби было произведено около 69 727 тачек Škoda 1203. В Трнаве было выпущено около 89 000 экземпляров различных версий до прекращения производства в августе 1999 года.

Предложение, контролируемое государством, и частный спрос

В условиях централизованной плановой экономики Чехословакии новый автомобиль Škoda 1203 могли приобрести и эксплуатировать исключительно государственные предприятия, организации или кооперативы. Потенциальные покупатели должны были подавать заявки в Государственную плановую комиссию, где чиновники сначала оценивали их и, в случае одобрения, выдавали "балансовый ваучер". Только с этим ваучером соответствующая организация могла заказать автомобиль, оплатить его стоимость и получить готовый автомобиль. Частные лица, однако, не имели доступа к новым Škoda 1203. Единственным вариантом для них было приобретение подержанных автомобилей после увольнения с государственной службы. Напротив, Škoda 1203 была свободно доступна на отдельных международных рынках, и нередко эту модель можно было увидеть на дорогах Франции, Бельгии, Египта и Турции.