Технические инновации от автоспорта
Описание 16-06-2020
9.3 Рейтинг
1032

Очень важную роль в развитии новых автомобильных технологий отыгрывают автоспорт и ралли. В конечном итоге некоторые технологии переходят в серийные автомобили. В компании Skoda такие инновации, как полный привод, а также мощные и эффективные силовые агрегаты, оснащенные турбинами являются только несколькими примерами высокотехнологичных решений, использующихся не только в гонках, но и в дорожных автомобилях компании.

Кристиан Штрубе, член правления по техническому развитию Skoda Auto, подчеркнул следующее: «Благодаря тесному сотрудничеству инженеров автоспорта вместе с коллегами по техническому развитию удается получить очень важные факторы для компании. Сотрудничество основывается на высоких технических компетентностях, большой приверженности и любви к новым технологиям. Эти решения переносятся с раллийных трасс к автомобилям серийного производства».

Если считать все компоненты автомобиля Skoda Fabia Rally2 evo, то там их порядка 3000, и примерно 40% от них были перенесены на дорожные автомобили, например такие как блок двигателя.

Инженеры Skoda Motorsport часто делятся информацией, собранной в ходе тестирования со своими коллегами из научно-исследовательского центра, поскольку разработка раллийных и серийных модификаций Skoda Fabia часто проходит параллельно. Очень часто на серийных автомобилях можно увидеть влияние развития ралли, например положение на дорожной модели Fabia было сделано с учетом полученных данных из ралли.

В техническом регламенте Rally2 Международная автомобильная федерация (FIA) определила то, что можно использовать достаточное количество серийных деталей для создания раллийных моделей, доступных для групп клиентов. Помимо этого, федерация ограничивает цену на продажи. В настоящее время максимальный показатель остановился на отметке в 200 тысяч евро. Как следствие на раллийной модификации Fabia, используется сочетание деталей, регулируемых FIA. Там можно отыскать элементы для автоспорта, а также оригинальные и модифицированные серийные детали.

Турбины и прямой впрыск

Технология турбонаддува, которая доступна сегодня, в буквальном смысле усилена автоспортом. В комбинации с системой непосредственного впрыска топлива и моторами меньшего веса, современные турбины являются ключом к эффективности и мощности. С одной стороны, благодаря применению моторов с относительно небольшим рабочим объемом, удается получить достаточно мощности и крутящего момента. А также, очень важным фактором для серийных машин является то, что они потребляют мало топлива. Технология TSI на моторах компании является одним из хороших примеров стратегии, отлично работающей на сегодняшний день во всем ассортименте автомобилей.

Передача технологий между автоспортом и серийными моделями работает в обе стороны на взаимной основе. Гоночные двигатели на моделях для автоспорта производятся на тех же мощностях, что и их серийные собратья и разрабатываются параллельно с ними. 1.6-литровый силовой агрегат с турбонаддувом полностью основан на двигателе в 1.8 литра, устанавливаемом на модель SuperB для китайского рынка. 70% всех деталей мотора, в том числе турбина, вентилятор и генератор, приходят из серийного производства.

Согласно правилам FIA, которые требуют серийного двигателя в качестве основы для гоночного двигателя, первоначально объем в 1.8 литра должен был быть уменьшен до 1.62 литров. Инженеры подразделения Skoda Motorsport достигли этого благодаря изменению года поршня путем использования нового коленчатого вала. Несмотря на то, что 32-миллиметровый ограничитель воздуха вместе с запорным клапаном ограничивают максимальный показатель мощности, гоночный силовой агрегат способен выдавать порядка 280 лошадиных сил пиковой мощности вместе с крутящим моментом в 425 Нм.

Кузов с модификациями

В сравнении с серийной моделью Fabia, практически 55 процентов деталей, применяемых в корпусе гоночного автомобиля - это стандартные или незначительно модифицированные элементы. Есть там также и специальные детали, который должны соответствовать требованиям FIA. Подразделением Skoda Motorsport в раллийном автомобиле не используется весь корпус кузова. Кузов машины для соревнований строится с нуля, включая каркас безопасности и другие гоночные модификации. Конструкция раллийной модели должна быть достаточно жесткой, чтобы выдерживать большие прыжки и тяжелые перегрузки, особенно во время торможения.

Помимо этого, большое количество различий между стандартной и соревновательной версией присутствует и внутри машины. Гоночные сиденья автомобиля проходят омологацию на 10 лет, а ремни безопасности на шесть точек, на пять лет. После аварий они в обязательном порядке меняются. Форма панели приборов основана на серийной модели, но вот та информация, которая выводится на экран, совершенно иная. Все пассажиры и водители дорожных автомобилей привыкли использовать кондиционер для большего комфорта, а вот раллийный экипаж получает свежий воздух через вентиляционные отверстия, расположенные под приборной панелью. На зимних соревнованиях экипажу устанавливают систему отопления.

Электроника 

В каждом современном дорожном автомобиле устанавливается электронный блок управления двигателем (ЭБУ), который производит управление электроникой, различными датчиками и системами помощи водителю. Также он дает возможность обнаружить и анализировать неисправности машины, что существенно упрощает ремонт. В автомобиле для соревнований интегрированный регистратор данных не только дает информацию для инженеров команды. Водителю дается возможность точного анализа своего стиля вождения, например времени переключения передач, торможения или ускорения вне поворотов. Гоночным инженерам также дается возможность контролировать техническое состояние машины и быть вкурсе событий.

В гоночном автомобиле устанавливается 5-ти ступенчатая секвентальная коробка переключения передач, от компании Xtrac, которая позволяет набирать первую сотню за 3.6 секунды. На серийной модели установлена подвеска, гарантирующая точную управляемость автомобилем и рассчитана она на максимальный комфорт во время движения, а в соревновательных автомобилях устанавливается подвеска Rally Brother, специально рассчитанная на пиковую производительность. Оптимальное сцепление с трассой обеспечивается благодаря подвеске с максимальным ходом колес и двумя базовыми настройками - одной для гравия, другой для асфальта.

Система полного привода

Еще в начале 1980-х годов система полного привода под названием quattro сделала настоящую революцию в соревнованиях. Технология внесла свои изменения не только в чемпионат FIA Word Rally Championship, но и принесла определенные коррективы к серийным легковым автомобилям. Отличное сцепление с дорожным покрытие, которое дает возможность получить лучшее ускорение и большую устойчивость во время движения, особенно на мокрых и скользких поверхностях, получило признание не только на ралли, но и среди дорожных автомобилей.

Благодаря участию компании в автоспорте она на сегодняшний день подчеркивает свою компетентность в мире полного привода. Технология полного привода, перевернувшая раллийный спорт также перекочевала и на дорожные автомобили. На данный момент она доступна покупателям на четырех моделях, среди которых два внедорожника Karoq и Kodiaq, а также два седана Octavia и SuperB.