Празднование 50-летия Škoda 130 RS
Описание 04-03-2025
9.3 Рейтинг
8

В этом году Škoda Auto празднует свое 130-летие, и компания также отмечает полвека с момента публичного дебюта Škoda 130 RS на трассе Мост. Благодаря череде международных успехов на раллийных этапах и гоночных трассах этот легендарный автомобиль занял прочное место в истории автоспорта. Его наследие продолжает жить и сегодня: значок RS присутствует на самых динамичных моделях в текущей линейке Škoda. Помимо специальной выставки в хранилище прототипов и спортивных автомобилей в музее Škoda, чешский автопроизводитель отмечает юбилей специальным видеороликом, посвященным культовому гоночному автомобилю.

Škoda 130 RS - один из самых знаковых автомобилей в истории автопроизводителя из Млада-Болеслава. В свое время она завоевала множество титулов как в международных ралли, так и в кольцевых гонках. Опираясь на сильные стороны своих предшественников, Škoda 180 RS и 200 RS, Škoda 130 RS быстро стала грозным соперником для именитых конкурентов благодаря своей выдающейся динамике. Многочисленные победы в престижных соревнованиях принесли ей репутацию мощной машины в чехословацком автоспорте. В честь 50-летней годовщины дебюта три экземпляра Škoda 130 RS выставлены в хранилище прототипов и спортивных автомобилей в Музее Škoda в Млада-Болеславе, где они пробудут до 27 апреля.

Звезда на международной арене ралли и кольцевых гонок

Всего через месяц после публичного дебюта на трассе Мост в апреле 1975 года вновь разработанное купе Škoda 130 RS, получившее обозначение Type 735, добилось впечатляющих результатов в своем первом соревновательном выступлении. В гонке European Touring Car Championship в Брно два автомобиля Škoda 130 RS заняли третье и четвертое места в классе до 2000 см³. Это первое достижение положило начало успешной карьере 130 RS в автоспорте. Она завоевывала трофеи как в странах Восточного блока, так и на международной арене, где сталкивалась с жесткой конкуренцией со стороны ведущих западных брендов.

Среди триумфов Škoda 130 RS - победа в классе на легендарном ралли Монте-Карло в 1977 году и 12-е место в общем зачете. Среди других выдающихся результатов - восьмое место в общем зачете на Ралли Акрополис в 1979 году. В 1981 году модель повторила этот замечательный успех, еще раз продемонстрировав свою способность опережать значительно более мощных соперников.

Škoda 130 RS также заявила о себе на арене кольцевых гонок, завоевав титул чемпиона Европы по турингу 1981 года - самый большой успех на треке - после постоянных финишей в тройке лидеров в предыдущие сезоны.

Ключ к успеху: легкая конструкция и превосходная управляемость

Škoda 130 RS оснащалась четырехцилиндровым двигателем OHV с жидкостным охлаждением и задним расположением цилиндров объемом 1,3 литра. Со временем его мощность возросла с первоначальных 113 л.с. до 142 л.с. в гоночной версии. Благодаря использованию панелей из алюминиевого сплава и компонентов из стекловолокна гоночный автомобиль весил всего 720 кг, что позволяло ему развивать максимальную скорость 220 км/ч.

Однако настоящая сила гоночного автомобиля, построенного в Млада-Болеславе, заключалась в его управляемости и маневренности. Его хорошо сбалансированная конструкция внушала уверенность в любых условиях движения, позволяя надежно реагировать на нагрузки. В оригинальной заводской спецификации было выпущено около 200 экземпляров Škoda 130 RS, еще несколько десятков были построены в частном порядке с использованием заводских компонентов.

Наследие культового значка RS продолжает жить в современных моделях и автоспорте

Именно Škoda 130 RS ввела обозначение RS - Rally Sport, которое с тех пор стало культовым символом высокопроизводительных моделей Škoda. Это спортивное наследие продолжается и сегодня в некоторых моделях из текущей линейки марки.

На международной арене автоспорта Škoda Fabia RS Rally2 продолжает поддерживать имя RS в категории WRC2.