Взгляд назад на первые мотоциклы Laurin & Klement
Описание 19-11-2024
9.3 Рейтинг
63

25 лет назад, 18 ноября 1899 года, в Праге состоялась презентация мотоциклов Laurin & Klement Slavia типов A и B. Чуть менее чем через четыре года после своего основания производитель велосипедов из Млада-Болеслава представил эти современные, технически совершенные мотоциклы, которые значительно разнообразили его модельный ряд. Расположение двигателя внутри рамы, а не над передним колесом, позволило снизить центр тяжести, что улучшило управляемость и защитило компоненты двигателя. Среди других особенностей - инновационное электрическое зажигание и карбюратор собственной разработки. Коммерческий и спортивный успех мотоциклов проложил путь к созданию первого автомобиля марки Mladá Boleslav, L&K Voiturette A, в 1905 году.

Смелое начало

Механик Вацлав Лаурин и книготорговец Вацлав Клемент основали велосипедную мастерскую «Славия» в Млада-Болеславе перед Рождеством 1895 года. Успех их современной и высококачественной продукции позволил им перейти на более эффективное фабричное производство, что ускорило расширение ассортимента. Осенью 1898 года Вацлав Клемент обратил свой взор на зарождающийся сегмент мотоциклов. К весне 1899 года L&K предлагала владельцам велосипедов дополнительный бензиновый двигатель, но вскоре стало ясно, что будущее - за полноценными мотоциклами, и Laurin & Klement посвятила себя их разработке.

Уникальные технические решения

Интуитивный техник Вацлав Лаурин отверг распространенную концепцию расположения бензинового двигателя непосредственно над передним колесом мотоцикла, поскольку она не соответствовала его стандартам управляемости и надежности. Он решил эти проблемы, разместив двигатель по центру рамы, ближе к центру мотоцикла. Это не только улучшило распределение веса, но и защитило одноцилиндровый двигатель, топливный бак с испарительным карбюратором и систему зажигания от механических повреждений благодаря трубчатой конструкции рамы. Эта конструкция впоследствии стала мировым стандартом. Кроме того, Лорин заменил ранее использовавшуюся платиновую трубку, нагреваемую внешним пламенем, своей собственной системой зажигания, основанной на электромагнитном принципе.

В субботу, 18 ноября 1899 года, на велотреке в Праге-Бубнах были официально представлены первые два одноцилиндровых мотоцикла L&K Slavia: Type A со 184-кубовым двигателем мощностью 1,25 л.с. (0,9 кВт) по цене 460 гульденов и более мощный Type B с 240-кубовым двигателем и 1,75 л.с. (1,3 кВт) за 500 гульденов. Заднее колесо приводилось в движение кожаным ремнем, а скорость достигала 30 км/ч и 40 км/ч соответственно. Новые модели пользовались большим успехом на зарубежных рынках, включая Великобританию и Германию. Мотоциклы завоевали настолько прочную репутацию, что с 1904 года одно- и двухцилиндровые модели Slavia производились по лицензии в Дрездене под названием «Germania». В том же году L&K представила модель Type CCCC, один из первых в мире четырехцилиндровых мотоциклов. Кульминацией этой серии достижений стала победа на неофициальном чемпионате мира среди мотоциклистов в Дурдане, Париж (1905).

Переход к автомобилям

В расцвете мотоциклетной эры Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент уже нацелились на разработку автомобилей. В апреле 1905 года в Праге был представлен новый двухцилиндровый двигатель объемом один литр, который дебютировал под капотом первого автомобиля L&K, Voiturette A, осенью того же года. Производство мотоциклов в Млада-Болеславе прекратилось в 1910 году, когда было построено примерно 3 500 - 4 500 единиц. Такие модели, как 1902 Type B, 1904 Type L и 1906 двухцилиндровый мотоцикл CCD, выставлены в музее Škoda в Млада-Болеславе.

В 1907 году компания представила роскошный открытый автомобиль L&K FF (1907) - первый рядный восьмицилиндровый автомобиль в Центральной Европе. Примерно в то же время в сотрудничестве с пионером электротехники Франтишеком Кржижиком компания разработала гибридный автомобиль на базе четырехцилиндрового Laurin & Klement E, оснащенный двумя электродвигателями постоянного тока. Впечатляющая 125-летняя традиция разработки и производства двигателей в Млада-Болеславе, которая началась с моделей мотоциклов Type A и B в 1899 году, продолжается и по сей день.