Когда в 1998 году Skoda Octavia появилась в Великобритании, это была первая новая модель чешского бренда под управлением Volkswagen. Уже тогда были очевидны большие амбиции VW в отношении Skoda, потому что на этом компания не остановилась. Skoda также попробовала создать суббренд, специализирующийся на спортивных моделях - в результате появилась Skoda Octavia vRS.
У Skoda было значительное автоспортивное наследие, чтобы поддержать это начинание в мире быстрых дорожных автомобилей: еще в 1996 году бренд занял выдающееся третье место в ралли RAC, с легендарным гонщиком Стигом Бломквистом за рулем автомобиля Felicia Kit Car. На смену Felicia в следующем году пришла - вы угадали - сама Octavia.
Спортивный суббренд Skoda изначально назывался RS, но это расстроило британскую компанию Ford, которая уже некоторое время использовала номенклатуру Rally Sport. Строчная буква "v", означающая "победа", была добавлена, чтобы создать нечто уникальное.
В рамках празднования 25-летия Octavia мы проехались на всех четырех моделях Skoda Octavia vRS, прокрутив страницу ниже, чтобы прочитать наши мысли о каждом из этих знаковых автомобилей в доступном исполнении...
Брендинг vRS был применен к Octavia первым. Совместное использование технологий с VW Group снова имело свои преимущества, и в данном случае это была доступность некоторых мощных силовых агрегатов. Octavia оснащалась 1,8-литровым 20-клапанным турбобензиновым двигателем, который использовался на всех моделях, от Golf GTI до Audi TT.
На Octavia этот мотор выдавал 178 л.с. Но это было не просто засунуть большой двигатель под капот. Эта модель также получила более мощные тормоза, дополнительное усиление кузова, более жесткие амортизаторы и заниженные на 15 мм пружины, а также антипробуксовочную балку новой конструкции.
Несмотря на это, по меркам современных хот-хэтчей он все еще кажется очень спокойным. Посадка простая, а крен кузова ощутимый. Ни в коем случае нельзя сказать, что автомобиль лишен управляемости; более того, он позволяет лучше справляться с типичной дорогой B, чем его более современные аналоги. Двигатель с турбонаддувом не так отзывчив, как самые современные агрегаты, но этот наддув обеспечивает мощное ускорение на средних оборотах и чувство праздника. Он работает в паре с пятиступенчатой механической коробкой передач, которая достаточно точна в своей работе.
Тонкий дизайн - это то, чему могут поучиться и более современные хэтчи. Зеленые тормозные суппорты и скромный боди-кит не считая этого, выглядят довольно сдержанно. Двухцветные сиденья и умное трехспицевое рулевое колесо не могут разбавить мрачную атмосферу салона.
Ранние модели vRS в будущем обязательно станут предметом коллекционирования, и хотя ультра-высокие модели продаются по цене менее 1 000 фунтов стерлингов, мы бы стремились потратить чуть больше двойной суммы, чтобы приобрести менее подержанный экземпляр. Мы не видим, чтобы они стали дешевле.
При переходе на Mk2 vRS целью было создать не самый резкий хот-хэтч, а нечто, сочетающее в себе веселье и способность к путешествиям, но при этом более утонченное благодаря независимой задней подвеске. Но автомобиль Mk2 весил на 150 кг больше, чем его предшественник. Мощность выросла до 197 л.с., что позволило сократить время разгона 0-62 миль в час до 7,3 секунды, и впервые была предложена автоматическая коробка передач DSG с двумя сцеплениями. Была доступна даже дизельная версия, которая демонстрировала спортивную внешность vRS, но при этом отличалась гораздо большей топливной экономичностью.
Модели vRS второго поколения стоят немногим дороже оригинальных автомобилей и более доступны на рынке подержанных автомобилей. Пробег большинства из них вполне может достигать шестизначных цифр, а стоимость умных бензиновых моделей с небольшим пробегом приближается к 9 000 фунтов стерлингов.
Skoda хотела подчеркнуть, насколько вырос потенциал производительности Mk3, дебютировав на Фестивале скорости в Гудвуде в 2013 году. Мощность была увеличена до 239 л.с. к тому времени, когда была представлена фейслифтинговая модель. Новый дифференциал с электронным управлением держит весь крутящий момент под контролем, а измененная геометрия рулевого управления призвана придать более взрослые ощущения.
Многие поклонники хот-хэтчей совершенно справедливо восторгаются Mk7 Golf GTI, но поскольку этот автомобиль имеет так много общих черт, это делает его идеальным выбором, если вы хотите немного более практичный хот-хэтч. На хорошей дороге на нем очень весело ездить, а на треке он держится довольно уверенно.
Единственное исключение - дизельная версия. Несмотря на обещанную гораздо лучшую экономию топлива, подача мощности очень ровная (даже в более поздних 197-сильных дизелях), поэтому нет особого стимула использовать весь потенциал диапазона оборотов. Он не совсем подходит на роль настоящего хот-хэтча, хотя выглядит соответствующе, благодаря черным элементам экстерьера и спойлеру на подбородке.
Как и в случае со стандартной Octavia четвертого поколения, дизайн и технологии vRS демонстрируют наибольшие улучшения. Благодаря новой форме нынешний автомобиль выглядит наиболее грозно, а отделка алькантарой создает ощущение, что внутри - дорожный гонщик.
В движении можно почувствовать рулевую рейку, которая была возвращена, чтобы сделать ее реакцию более быстрой и точной. Также предлагается плагин-гибридная версия, сочетающая 1,4-литровый бензиновый двигатель с турбонаддувом и 118-сильный электромотор. Но, как и дизельные варианты предшественника Mk3, он слишком тяжел, а его силовой агрегат недостаточно интересен для хот-хэтча. Однако если рассматривать версию PHEV как быстрый крейсер, то в ней появляется смысл.